Включить версию для слабовидящихВключить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 12:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МОУ ДОД "Старомайнский ЦДТ"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Пояснительная записка

 

Образовательная программа учреждения - это организационно-нормативный документ, определяющий индивидуальное лицо конкретного учреждения дополнительного образования детей через содержание и объемы образования, технологию, необходимые и достаточные условия, подчиненные целостному воздействию на личность, структурированные по образовательным областям, учебным подразделениям, видам и направлениям, а также программам учебных групп и детских коллективов.

Суть образовательной программы заключается в том, что она: есть форма материализации социального заказа общества (государства, посёлка, семьи, детей), под которую осуществляется финансирование;

является формой социального заказа на образовательные услуги конкретному учреждению, отражает его индивидуальное лицо, определяет объем и содержание услуг, которые предлагает учреждение;

позволяет четко определить цели и конечные результаты по каждому направлению, достижение которых предполагается по окончании работы по программе;

наглядно демонстрирует систему работы учреждения, его возможности, материальную базу, качественный состав педагогического коллектива и технологию реализации программ;

является юридическим документом, лежащим в основе взаимоотношений на уровне руководства учреждения и  педагогов.

Социально - экономические и политические изменения в стране обусловили необходимость решения учреждениями дополнительного образования актуальных проблем социального воспитания детей и социальной защиты детства. Учреждения дополнительного образования призваны выполнять государственный заказ по социализации детей, их поддержке, реабилитации и адаптации к жизни в обществе; обеспечивать социальную защиту личности, ее формирование и развитие в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Демократизация и гуманизация системы образования в Российской Федерации позволили рассматривать дополнительное образование как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия и взаимообогащения национальных культур – русской, татарской, чувашской  культуры народов, на территории которых находится образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему определенное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта.

Настоящая образовательная программа МОУ ДОД «Старомайнский Центр детского творчества» разработана на основании следующих документов: Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка в РФ;  Закон РФ «Об образовании»; Федеральная программа развития образования; Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Устав МОУ ДОД ЦДТ.

1.Предметные образовательные программы педагогов дополнительного образования.

 Организация образовательного процесса в МОУ ДОД ЦДТ характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:

учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время; обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); психологическая атмосфера носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Очевидно, что образовательный процесс в МОУ ДОД ЦДТ имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса, но существенно меняется его форма организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.

Превратить учебное занятие в технологичное педагогу дополнительного образования помогает:

организация работы детей на доступном для них уровне, на  пределе их возможностей и в приемлемом темпе;

четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;

установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

обязательный контроль, который можно осуществлять по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;

реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).

Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Это – учет индивидуальных способностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких – либо особенностей для обучения. В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому учебные группы формируются по темпу обучения (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Обучение в МОУ ДОД ЦДТ организуется на разных уровнях  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения. Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

  • Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремится, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

  •  Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему нужно научиться это делать, где это пригодится и почему без этого нельзя, т.е. «завести мотор». Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.

  • Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.

  • Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии. Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу («взять» столько, сколько он может).

    Широко распространяется в МОУ ДОД ЦДТ дифференциация по интересам  (углубления, уклоны, профили). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально – педагогическую пробу личности. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.

    Основной принцип педагогической технологии – признание индивидуальности ребенка и создание необходимых условий для его развития.

    В МОУ ДОД ЦДТ применяется несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:

    1. Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

    2.Внутригрупповая дифференциация организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

    3.Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов в определенном виде деятельности.

    ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.  Групповые технологии предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

    Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.) Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден  вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого: обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Основные принципы групповой технологии – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех). Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.

    Новые педагогические технологии радикально перестраивают процесс обучения. В МОУ ДОД ЦДТ не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны.

    Педагогическая технология обеспечивает реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.

     

    ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    Целью образовательной программы является создание эффективной воспитательно-образовательной системы, интегрирующей опыт и потенциал собственного педагогического коллектива, других образовательных учреждений, обеспечивающей уровневое развитие детей и их познавательных интересов, формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью.

    Назначение образовательной программы учреждения заключается еще в том, что она в организационном плане способствует решению в системе образования двуединой задачи:       дает возможность четко разграничивать содержание и сферу влияния дополнительного образования на личность от деятельности общеобразовательной школы;

    позволяет показать возможности дополнительного образования применительно к условиям региона, посёлка, а так же обеспечить тесную взаимосвязь учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

     

    ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

    1.Обеспечение и защита конституционного права учащихся Российской Федерации на образование;

    2.Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

     

    ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     

    1.Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    2.Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

    3.Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    4.Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    5.Свобода и плюрализм в образовании;

    6.Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

     

     

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     

    Образовательная деятельность призвана способствовать:

    1.Динамичности образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

    2.Стимулированию творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному образованию;

    3.Активному и деятельному усвоению содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

    4.Обобщению жизненного опыта ребенка, соотнесению этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

    5.Самостоятельной оценке ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

    6 Новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в группах юных исследователей;

    7.Преемственность содержания различных видов образования с учетом многообразия форм их жизнедеятельности.

     

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

     

    Цель дополнительного образования детей - выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.

    Эта цель может быть реализована на основе введения в образовательный процесс учебных программ, имеющих социальную, культурологическую, профориентационную, оздоровительную и досуговую направленность. Поэтому практические задачи дополнительного образования детей определены следующим образом:

    1. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до 18 лет;

    2. Адаптация их к жизни в обществе;

    3. Формирование общей культуры;

    4.Организация содержательного досуга.

    Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени. Ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:

    демократизация учебно-воспитательного процесса;

    поддержка и развитие детского творчества;

    воспитание культуры здорового образа жизни;

    саморазвитие личности;

    создание условий для педагогического творчества;

    открытость системы;

    создание дополнительных образовательных программ нового поколения;

    научно-методическое обеспечение системы дополнительного образования детей;

    системное развитие на основе информационных технологий.

    В процессе реализации названных ценностных приоритетов решаются следующие задачи:

    1.Обеспечение доступности дополнительного образования для детей.

    2.Сохранение и развитие системы дополнительного образования детей. 3.Повышение качества содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий.

    4.Совершенствование нормативной правовой базы системы дополнительного образования детей.

    5.Мониторинг состояния и перспективы развития системы дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности.

    6.Сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности и интеграции содержания основного и дополнительного образования.

    7.Использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов.

    8.Разработка мер для финансового и ресурсного обеспечения системы дополнительного образования детей.

    9.Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.

    10.Развитие международного сотрудничества в области воспитания и творческого развития личности ребенка.

    Дополнительное образование отличается многообразием видов деятельности, ориентировано на освоение ребенком новых социальных ролей, опыта неформального общения, формирование познавательных интересов, приобщение к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности. Дополнительное образование, как и любой другой вид образования, ведется по конкретным образовательным программам, но есть определенные принципы, методы и технологии, которые выделяют его в особый вид образования, что зафиксировано в ст. 26 Закона РФ "Об образовании".

    Дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, вариативно: дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

    Дополнительное образование - образование целевого выбора: сюда приходят дети не потому что "надо", а потому что есть интерес, спрос, цель. И выстраивается это образование в соответствии с потребностями тех, кто пришел.

    Дополнительное образование - образование авторской разработки: в отличие от школы, здесь нет жестких рамок, нет жесткой оценки, нет стандарта, зато есть много авторских разработок.

    Дополнительное образование - свободное образование: свобода выбора направлений, условий, группы, педагога, содержания обучения и формы аттестации; в школе эти позиции жестко регламентируются.

    Дополнительное образование - творческое образование: главное здесь - не научить (передать определенные знания, умения, навыки), а открыть ребенка, развить его потенциал, включить внутренние импульсы к последующему развитию.

    Дополнительное образование - образование через успех: программы дополнительного образования содействуют самореализации ребенка и создают "ситуации успеха". В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для тех детей, которые испытывают трудности в процессе школьного обучения. Также выход ребенка в другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования. Дополнительное образование всеохватно по своему содержанию: нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности и является самым широким путем личности в культуру через творчество. Оставаясь вне возрастных цензов, дополнительное образование открывает широкие перспективы для работы с семейными объединениями, для стирания граней между поколениями. В этом его огромная социальная и культурообразующая ценность.

    Учреждения дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

    Педагогическая ценность этих учреждений заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу их деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и социокультурные запросы различных категорий детей разного возраста (социально незащищенных, инвалидов, детей с отклонениями в развитии, одаренных и др.), используя потенциал свободного времени.

    Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся, т.к. именно они в большей мере, чем другие образовательные учреждения, близки к идее свободного образования, в котором образовательный путь гармонизируется с природой детей, их интересами, потребностями и способностями. Для многих детей дополнительное образование становится естественным процессом профессионального самоопределения.

    В настоящее время система дополнительного образования детей является, помимо прочего, механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования: бесплатность этого типа образования - одна из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей, в первую очередь, для малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

    Главным для учреждений дополнительного образования детей был и есть приоритет интересов каждого ребенка. Поэтому деятельность учреждений дополнительного образования детей предполагает защиту права детей на выживание, образование, воспитание, развитие, возможность оказания помощи каждому ребенку.

    Учреждения  дополнительного образования детей обеспечивают своим воспитанникам доступ к широкому диапазону культурных ценностей, которые, с одной стороны, не охвачены базовым образованием и не представлены в школьных программах, а с другой - конкретизируют, расширяют, углубляют знания, полученные учащимися в школе, и дают возможность приобретать конкретный практический опыт их реализации в жизни, создают условия для социального и культурного развития личности.

    За последнее время система дополнительного образования детей претерпела значительные изменения и приобрела целый ряд качественных характеристик, придающих этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. Среди них:

    личностная ориентация процессов обучения и воспитания;

    профильность, практическая направленность, профессиональная ориентация;

    мобильность и многофункциональность;

    разноуровневость;

    разнообразие содержания, форм, методов образования (как следствие свободы педагога, работающего в такой системе);

    индивидуализация методик образования (что является реакцией на изменившийся спрос на рынке образовательных услуг);

    развитие воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

    оздоровление детей и их социальное воспитание в изменившихся условиях жизни общества.

    Т.о., дополнительное образование детей становится важнейшей сферой развития личности и духовного становления всех детей, подростков и юношества нашей страны. Поэтому развитие дополнительного образования детей в России основывается на культурных и педагогических традициях и отражает специфику социокультурного развития страны в определенный период.

    В сфере дополнительного образования детей сегодня ведется поиск путей решения многих социально-педагогических проблем, стоящих перед системой образования. К числу таких проблем относятся:

    социальная защита прав подрастающего поколения;

    трудовая и социальная адаптация подростков;

    подготовка детей к жизни в обществе;

    целенаправленная организация свободного времени детей;

    поддержка различных категорий детей (одаренных, инвалидов, детей-сирот и социально незащищенных).

    Функции учреждений дополнительного образования детей обусловлены также социальным заказом и социальной средой, в которой протекает деятельность конкретного учреждения. Социальная среда и учреждение дополнительного образования детей постоянно находятся во взаимодействии и выступают как необходимые условия взаиморазвития.

    Социально-ориентированное дополнительное образование детей является действенным фактором развития социума, что подтверждают следующие его характеристики:

    муниципальность как форма преодоления межведомственных противоречий и средство развития территории (т.е. дополнительное образование становится наиболее приближенным к потребностям жителей и способно осуществить взаимосвязь между различными образовательно-воспитательными институтами социума);

    социальная ориентация содержания дополнительного образования как форма удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей и родителей;

    постоянная обновляемость образовательных программ как средство, обеспечивающее социальный заказ.

    Учреждения дополнительного образования детей как социально - педагогический институт современного общества осуществляют разноплановую социально-педагогическую деятельность, направленную на решение социально-педагогических задач по удовлетворению разнообразных потребностей детей, их социальной защите и адаптации к жизни в обществе. Особенности функционирования этого вида учреждений создают ряд благоприятных условий для развития их социально-педагогической деятельности:

    отсутствие жесткой регламентации деятельности;

    гуманные взаимоотношения детей и взрослых;

    добровольность посещения детьми творческих объединений данных учреждений;

    наличие широких возможностей удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

    Учреждение дополнительного образования выполняет следующие функции: непрерывности образования, мотивационную, учебно-информационную, ценностную, воспитательную, личностно образующую, психолого-терапевтическую, функции обеспечения занятости детей в свободное от основных занятий в школе время и функцию профилактики детской преступности.

    Кроме этого учреждению дополнительного образования  присущи: Социальные функции: направлены на удовлетворение потребностей родителей и детей в стремлении развить индивидуальные способности (и вновь заметим, что школа не может сделать этого не только из-за своей массовости, но и из-за отсутствия условий, возможности предоставления широкого спектра направлений деятельности):

    коммуникации: накоплении опыта общения со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;

    социализации: развитии умения адаптироваться к разным социальным средам, поиске и определении собственного социального статуса.

    Психологические функции:

    релаксационная: возможность расслабиться, отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жесткой регламентации в семье и школе;

    компенсаторная: желание ребенка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе, семье;

    развивающая: создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

    Образовательные функции:

    интенсификация образования: качественное углубление образования в определенной сфере знания (сверх базисного минимума по предмету, вплоть до научных исследований);

    экстенсификация образования: количественное расширение образования (освоение предметов и образовательных областей, не предусмотренных школьным планом);

    допрофессиональная подготовка;

    освоение основ какой-либо профессии;

    профессиональное самоопределение, овладение профессией с получением сертификата.

    Досуговая функция: удовлетворение потребности личности в содержательном и развивающем отдыхе.

    Обобщая различные подходы, обозначим и проанализируем сложившиеся в системе дополнительного образования детей социально-педагогические функции: образовательную, воспитательную, социокультурную, функцию социализации, функцию социальной защиты, функцию социальной адаптации, профориентационную функцию, рекреативно-оздоровительную функцию.

    Все эти функции тесно взаимосвязаны и в своей совокупности составляют содержание социально-педагогической деятельности современного учреждения дополнительного образования детей. Рассмотрим подробнее каждую из названных функций. Образовательная функция заключается в обеспечении знаний, умений и навыков обучающихся как средства полноценного развития личности, совершенствования физических, духовных, нравственных, интеллектуальных сил ребенка. Это обеспечивается через многообразие образовательных программ, дающих, кроме общеобразовательных знаний, также прикладные знания, развивающих самостоятельность в их приобретении, творческие умения, мастерство, культуру, технику исполнения.

    Наиболее характерные особенности образовательной функции в системе дополнительного образования детей заключаются в том, что она:

    не связана с определенным регламентом, установленным в других учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих учащихся в процессе дополнительного образования;

    обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных потребностей и интересов, запросов и предпочтений учащихся;

    опирается на более широкий (чем в других учебных заведениях) арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений;

    продолжает, дополняет и углубляет информацию и знания, полученные в других учебных заведениях.

    Таким образом, учреждение дополнительного образования детей выполняет образовательную функцию, предоставляя право удовлетворять свои образовательные потребности всем детям, в соответствии с их способностями, возможностями, потребностями и состоянием здоровья.

    Социально-воспитательная функция учреждений дополнительного образования детей заключается в обеспечении целенаправленного влияния всех структур учреждения на поведение и деятельность обучающихся. Социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленного развития и формирования ценностных ориентаций человека. Содержание воспитательной функции задается программой воспитательной работы учреждения.

    Социокультурная функция отражает цели и задачи учреждения дополнительного образования в области культуры и досуга. Она реализуется обучающимися в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, что позволяет им в дальнейшем плодотворно овладевать школьными программами.

    В системе дополнительного образования детей социокультурная функция характеризуется следующими особенностями:

    отличается целенаправленностью, продуманностью и осуществляется в свободное время детей, протекает как индивидуально, так и коллективно;

    отличается свободой выбора досуговых занятий и программ, связанных с рекреацией, саморазвитием, общением, оздоровлением, на основе добровольности, активности, инициативы как отдельного ребенка, так и различных групп;

    обусловлена региональными особенностями и традициями и характеризуется многообразием видов деятельности детей на базе художественных, технических, бытовых и других интересов;

    способствует решению региональных проблем в историко-культурной, экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, общих для различных социальных групп;

    помогает в решении жизненных вопросов и проблем семьи, детей, подростков, а также создает благоприятную среду для содержательной организации досуга и проявления активности и инициативы детей;

    способствует познанию детьми культуры и искусства через творческую деятельность и формированию культурологических знаний, духовной культуры подрастающего поколения через общение с другими людьми, развивает опыт творческой деятельности детей и подростков.

    Социокультурная функция реализуется посредством программ, среди которых - культурно-досуговые, культурно-образовательные и программы, развивающие художественную одаренность детей.

    Функция социализации. Основным назначением современного учреждения дополнительного образования детей является осуществление целенаправленной социализации личности, т.е. введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, "погружение" в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

    В учреждении дополнительного образования ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей.

    Учащимся предлагаются специализированные, интегрированные и комплексные программы обучения, которые способствуют приобретению качеств, необходимых для жизни в обществе.

    Функция социальной защиты детей в учреждении дополнительного образования реализуется в системе мероприятий, обеспечивающих удовлетворение потребностей, поддерживающих жизнедеятельность учащегося. Социальная защита - система мер, защищающих ребенка, дающих право на полноценную жизнь, образование и отдых, учитывающих возрастные интересы и потребности обучающихся.Социальная защита основывается на совокупности следующих гарантий, которые предоставляет детям учреждение дополнительного образования:·бесплатность образовательных, досуговых, информационных услуг, бесплатное обеспечение отдыха детей в каникулярный период, организация допрофессиональной подготовки.

    Функция социальной адаптации сегодня приобретает особую значимость, так как чрезвычайно важно подготовить детей к новой реальности, к вступлению в жизнь в новых социально-экономических условиях. Причем готовить - не значит приспосабливать их к включению в отношения, а значит - обучить их выполнять социально значимое дело, воспитать человека, способного к социальному творчеству. Ведь социальная адаптация представляет собой вид взаимодействия личности и социальной группы с социальной сред